Насколько безопасен фрекинг — добыча сланцевой нефти с помощью так называемого «гидроразрыва пласта», при котором под землю под давлением закачивается смесь воды, песка и химикатов? Научное открытие химиков из Университета Пенсильвании подтверждает худшие опасение экологов: в питьевой воде впервые обнаружены следы химикатов, использованных при добыче нефти

Химики из Университета Пенсильвании проанализировали пробы питьевой воды, взятые в жилых домах в округе Брэдфорд, — и нашли в них следы реагентов, подобных тем, что используются в буровых растворах на месторождении сланцевой нефти по соседству. И хотя содержание химикатов не превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) и у ученых нет доказательств того, что вещества попали в водопровод именно с нефтяных месторождений, они уверены: во всем виновата плохая изоляция скважин. Сам по себе факт явно подольет масла в огонь дебатов о безопасности технологии, благодаря которой США вышли на первые места в мире по нефтедобыче — и во многом из-за которой упали мировые цены на нефть. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Шокирующая находка вновь заставляет вернуться к вопросу о безопасности фрекинга — технологии добычи сланцевой нефти, получившей широкое распространение прежде всего в США. В скважину под давлением закачивается смесь воды, песка и химикатов — в результате чего на большой глубине образуется трещина, в которую устремляются нефть и газ.
Жидкость, закачиваемая под землю, считается токсичной. Но поскольку нефть и газ залегают гораздо глубже пластов грунтовой воды, нефтедобывающие компании уверяли общественность, что риск попадания химикатов в воду минимален. И что скважины и пласты достаточно изолированы.

Однако теперь химики из Пенсильванского университета ставят под сомнение безопасность фрекинга. Они предполагают, что химикаты все же попадают в грунтовые воды через трещины в бетонных стенках скважин.

В 2012 году жители округа Брэдфорд начали жаловаться на то, что вода из-под крана помутнела, а на ее поверхности стала образовываться пена. Анализ проб воды показал содержание гликолей и 2-бутоксиэтанола (бутилгликоль), не превышающих ПДК.

И все же — по мнению авторов исследования — власти штата должны начать проверки нефтяных компаний на предмет возможных утечек жидкости, используемой при добыче сланцевой нефти.

Еще в 2011 году несколько домовладельцев в оруге Брэдфорд подали в суд иск на буровую компанию «Чесапик Энерджи Корпорейшн», добывающую сланцевую нефть и газ в Пенсильвании. Тогда в пробах питьевой воды обнаружился… газ. Кроме того, питьевая вода имела странный осадок. Суд постановил: нефтяная компания обязана перезалить скважины цементом и соблюдать более строгие экологические нормы. Впоследствии компания выкупила дома у пострадавших местных жителей.

Впрочем, выводы химиков Университета Пенсильвании не так однозначны. Представители нефтедобывающих компаний считают, что исследователи не смогли точно установить, откуда именно «приплыли» вредные вещества: нефтяные скважины находятся почти в трех километрах от домов в Брэдфорде, где были взяты пробы. Кроме того, одно из выявленных химических веществ — 2-бутоксиэтанола — входит в состав чистящих средств для дома и лакокрасочных материалов в строительстве. Поэтому связывать их наличие в питьевой воде с работой на месторождении однозначно нельзя.

Спорный метод добычи нефти, столь популярный и прибыльный в США, не получил пока широкого распространения в Европе именно из-за невозможности оценить экологические риски. Вероятность попадания химикатов из нефтяных пластов на большой глубине в грунтовые воды хотя и не доказана, но и полностью не исключена. Поэтому многие страны Евросоюза (например, Германия) практически отказались от разработки сланцевых месторождений на своей территории — риск отравить питьевую воду, по мнению немецкой общественности, слишком велик.

Источник: www.geo.ru